Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку



«Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ»

Мастер-класс конференции «Арт-терапия и арт-педагогика в формировании детско-родительских отношений, ответственного родительства и культуры семьи» 15-16 ноября 2018.






Главная
Арт-терапевтический клуб
Выездные семинары
Диагностика личности
Дистанционное обучение
Живопись шерстью
Коучинг
Людмила Дмитриевна Лебедева
Международный альманах «Арт&Терапия»
Обучение арт-терапии
Повышение квалификации психологов
Подготовка психологов-практиков
Подписка
Подписка на рассылку
Психологическая литература для специалистов
Ведущие мастер-классов
Ведущие мастер-классов (2017)
Ведущие мастер-классов (2018)
Ведущие мастер-классов (2019)
Психологический туризм
Ведущие арт-конференции. Ноябрь 2018
Авторский тренинг «Динамика Много-ОБРАЗ-и-Я»
Доклад: "Арт-педагогика родительства – путь к обновлению современной системы образования"
Доклад: "Арт-терапия как эффективный метод решения нестандартных задач в процессе психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях"
Доклад: "ИСКУССТВО – ТВОРЧЕСТВО – СУБЪЕКТ – СЕМЬЯ: РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИВНОСТИ"
Доклад: "Компенсаторная функция арт-терапии в семейном консультировании и внеклассной воспитательной работе"
Доклад: "Методы проведения занятий и художественных проектов для восстановления сил родителей и близких детей с особыми потребностями, людей третьего возраста".
Доклад: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРАКТИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ: КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ РОДА ДВУХ СЕМЕЙ – КРОВНОЙ И ПРИНИМАЮЩЕЙ"
Доклад: "Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ"
Доклад: "Современная семья и детско-родительские отношения: тенденции развития, проблемы, перспективы".
Доклад: "Художественная программа "Семейная палитра" в начальной школе"
Доклад: "Экспрессивные искусства: новые возможности образования".
Мастер-класс конференции: "Фелт-терапия (арт-терапевтические техники с использованием непряденой овечьей шерсти) в работе с семейными отношениями. Шерстяная мандала отношений".
Мастер-класс конференции: «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ»
Мастер-класс: "Арт-педагогическое преобразование рассогласованных детско-родительских отношений"
Мастер-класс: "Арт-терапевтические приемы в работе с детско-родительской парой"
Мастер-класс: "Карта семьи"
Мастер-класс: "МАК пособие «Домик на дереве». Работа с темой детско-родительских отношений."
Мастер-класс: "Мой домашний сервиз"
Мастер-класс: "Опыт визуализации эго-состояний как возможность осознания и изменения семейного сценария".
Мастер-класс: "Техника средовой и экологической арт-терапии и арт-педагогики: ландшафтные вехи развития семьи"
Мастер-класс: "Цифровые видео технологии в интермодальной терапии искусствами. Авторская методика КиноАнима."
Мастер-класс: „ВАРИАБИЛИ“ в семейной практике. Новое в психологии и арт-терапии.
Мастер-класс: «Арт-терапия в исследовании и трансформации опыта личных неудач»
Мастер-класс: «Киноклуб в работе с зависимыми людьми»
Мастер-класс: «Концепция подарка в формировании позитивных отношений в семье».
Мастер-класс: «Куклотерапия из кармана для детей и их родителей от 10 до 100 лет».
Мастер-класс: «Работа с непряденой шерстью в профилактике и коррекции эмоционального выгорания». «Коллаж из непряденой овечьей шерсти».
Мастер-класс: «Радужная мозаика». Цветовая психодиагностика в рамках интермодальной терапии искусствами.
Мастер-класс: «У меня есть Я и вместе мы справимся»
Мастер-класс: «Чудо-Вариабили» в каждую семью или когда эмоции пробуждаются.
Мастре-класс: «Перезагрузка: экспресс-помощь и профилактика эмоционального выгорания родителей и специалистов помогающих профессий».
Тезисы: "МАК пособие «Домик на дереве». Работа с детско-родительскими отношениями."
Тезисы: Хает Л. Г. Контроль и управление процессами в арт-терапии
Корпоративным клиентам
Открытые программы, события, мероприятия
Интернет-консультирование

Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация

 

Мастер-класс: «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ» 

 

Автор и ведущий: Белозорова Людмила Александровна - кандидат психол. наук, ведущий эксперт Центра научно-исследовательской деятельности Воронежского института развития образования (ВИРО)

Ход мастер-класса:

На современном этапе развития современного общества, а также системы образования взаимодействие с семьями, воспитывающими  детей с ОВЗ требует  пристального внимания и возникло оно в последнее время, когда в нашем обществе неуклонно стал расти интерес к интеграции и реабилитации детей с ОВЗ в социум.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограничен-ными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка.

Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. И происходило это, прежде всего потому,  что эта тема всегда была и будет болезненной, что обусловлено хроническим стрессом, вызванным дефектом ребенка, высоким уровнем тревожности родителей, трудностями в межличностных отношениях, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.

Усугубляется это тем, что в недостаточной степени сформирована толерантность у специалистов, работающих с данной категорией детей.  Усилия педагогического сообщества должны быть направлены на создание условий к реализации качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическую помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка, готовности его к интеграции в общество. Одним из неотъемлемых аспектов данной проблемы является  работа с семьей.  Именно поэтому от того, насколько  качественно система социальной реабилитации  и сопровождения будет решать возникающие  в таких семьях проблемы,  зависит  социализация и дальнейшая адаптация детей-инвалидов к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Использование методов арт-терапии  помогает специалисту, участвующему в деятельности социального сопровождения семьи, определить  и  наметить пути сглаживания кризисных состояний семьи и ребенка с ОВЗ.

Цель мастер-класса:  повышение компетентности специалистов, участвующих  в деятельности социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ с использованием методов арт-терапии.

Задачи:

  • создать психолого-педагогические условия для освоения педагогами методов арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими  детей с  особенностями в развитии;
  • показать педагогам приемы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ;
  • приобщить  педагогов  к поиску наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество сверстников;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с эмоциональным состоянием родителей,  обусловленным высоким уровнем тревожности, трудностями в межличностных отношениях, воспитывающих ребенка, имеющего проблемы в развитии. 

Участники: педагоги, психологи, люди, воспитывающие детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие педагогами основных принципов коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ, повышение профессиональной компетентности в сфере применения данных методов, понимание значимости поставленной проблемы.

Материалы:

  1. бумага и художественные материалы (краски, кисти, цветные карандаши, пластилин и т.п.);
  2. манная крупа (2 пачки), бумажные тарелочки (по количеству участников);
  3. запись муз. произведения и инструмент для озвучивания  

 

Описание мастер-класса:

Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные человеческих взаимоотношений, формируется личность ребенка. Для ребенка, с ОВЗ, семья, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

 

I блок

Ведущий: 

Работа в группах

Презентация «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ».

1 задание: составить характеристику психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, какие аспекты важно выделить, особенно в отношении матери ребенка с особыми нуждами.

2 задание: ответить на вопрос: «Какую роль в семейных отношениях играет взаимодействие с ребенком с ОВЗ?

 

II блок

Ведущий: 

1. Работа в подгруппах (по 2 человека «родитель-ребенок») с арт-альбомами «Мы – вместе!».

Целевое назначение арт-альбомов «Мы – вместе» предполагает коррекцию родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, а также повышение психологической компетентности педагогов в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации «особых» детей посредством использования техник арт-терапии.

 

Выполнение техник арт-терапии:

  • проективные методики – упражнение № 1-4;
  • создание коллажа – упражнение № 7;
  • чтение и анализ терапевтической сказки – упражнение № 8
  • работа с мандалой – упражнение № 9;
  • работа с семейным гербом – упражнение № 6;

 

2. Выполнение педагогами арт-терапевтических упражнений из Рабочей  тетради «Возможности арт-терапии в формировании профессиональной компетентности педагога».

  • занятие №1. «Глиняные каракули»;
  • занятие №2. «Река профессиональной жизни»;
  • занятие №3. «Я все могу!»
  • занятие №4. «Что я чувствую?»

 

III блок

Ведущий:

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

 

1. Имеют ли люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

2. Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

3. Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования: 
- совершенствование материально — технической базы?

- создание программ и внедрение инновационных методов для работы с детьми с ОВЗ?

- повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ?

- повышение родительской компетентности в воспитании «особого» ребенка?

4. Готовы ли вы в своей профессиональной деятельности к работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ применять специальные  коррекционные  и методические  приемы с использованием арт-терапии?

5. Формирует ли творческое сотрудничество между родителями и «особым» ребенком модель взаимоотношений на основе использования принципов коррекционного воздействия арт-терапии?

 

Итог проведения мастер-класса:

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должно быть направлено, прежде всего, на поиск и раскрытие скрытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для активизации социальной позиции родителей, восстановления социальных связей. Знакомство и освоение принципов коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ позволяют согласовывать и удовлетворять потребности родителей, связанные с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка, поднять их самооценку и повысить способность семьи в целом к решению возникающих проблем. Именно поэтому от того, насколько  качественно система социальной реабилитации  и сопровождения будет решать возникающие  в таких семьях проблемы,  зависит  социализация и дальнейшая адаптация детей-инвалидов к полноценной жизнедеятельности в обществе.

В итоге, следует отметить, что использование методов арт-терапии   в работе специалистов по оказанию психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать более успешным процесс социальной реабилитации и интеграции «особых» детей в общество, а также оптимизировать данный процесс.

 

Ссылки:

Тезисы доклада конференции, Москва, 15-17 ноября 2018

 

Зарегистрироваться на конференцию и фестиваль

   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru