Мастер-класс: «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ»
Автор и ведущий: Белозорова Людмила Александровна - кандидат психол. наук, ведущий эксперт Центра научно-исследовательской деятельности Воронежского института развития образования (ВИРО)
Ход мастер-класса:
На современном этапе развития современного общества, а также системы образования взаимодействие с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ требует пристального внимания и возникло оно в последнее время, когда в нашем обществе неуклонно стал расти интерес к интеграции и реабилитации детей с ОВЗ в социум.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограничен-ными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка.
Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. И происходило это, прежде всего потому, что эта тема всегда была и будет болезненной, что обусловлено хроническим стрессом, вызванным дефектом ребенка, высоким уровнем тревожности родителей, трудностями в межличностных отношениях, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.
Усугубляется это тем, что в недостаточной степени сформирована толерантность у специалистов, работающих с данной категорией детей. Усилия педагогического сообщества должны быть направлены на создание условий к реализации качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическую помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка, готовности его к интеграции в общество. Одним из неотъемлемых аспектов данной проблемы является работа с семьей. Именно поэтому от того, насколько качественно система социальной реабилитации и сопровождения будет решать возникающие в таких семьях проблемы, зависит социализация и дальнейшая адаптация детей-инвалидов к полноценной жизнедеятельности в обществе.
Использование методов арт-терапии помогает специалисту, участвующему в деятельности социального сопровождения семьи, определить и наметить пути сглаживания кризисных состояний семьи и ребенка с ОВЗ.
Цель мастер-класса: повышение компетентности специалистов, участвующих в деятельности социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ с использованием методов арт-терапии.
Задачи:
- создать психолого-педагогические условия для освоения педагогами методов арт-терапии в работе с семьями, воспитывающими детей с особенностями в развитии;
- показать педагогам приемы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ;
- приобщить педагогов к поиску наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество сверстников;
- повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с эмоциональным состоянием родителей, обусловленным высоким уровнем тревожности, трудностями в межличностных отношениях, воспитывающих ребенка, имеющего проблемы в развитии.
Участники: педагоги, психологи, люди, воспитывающие детей с ОВЗ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие педагогами основных принципов коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ, повышение профессиональной компетентности в сфере применения данных методов, понимание значимости поставленной проблемы.
Материалы:
- бумага и художественные материалы (краски, кисти, цветные карандаши, пластилин и т.п.);
- манная крупа (2 пачки), бумажные тарелочки (по количеству участников);
- запись муз. произведения и инструмент для озвучивания
Описание мастер-класса:
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные человеческих взаимоотношений, формируется личность ребенка. Для ребенка, с ОВЗ, семья, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
I блок
Ведущий:
Работа в группах
Презентация «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ».
1 задание: составить характеристику психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, какие аспекты важно выделить, особенно в отношении матери ребенка с особыми нуждами.
2 задание: ответить на вопрос: «Какую роль в семейных отношениях играет взаимодействие с ребенком с ОВЗ?
II блок
Ведущий:
1. Работа в подгруппах (по 2 человека «родитель-ребенок») с арт-альбомами «Мы – вместе!».
Целевое назначение арт-альбомов «Мы – вместе» предполагает коррекцию родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, а также повышение психологической компетентности педагогов в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации «особых» детей посредством использования техник арт-терапии.
Выполнение техник арт-терапии:
- проективные методики – упражнение № 1-4;
- создание коллажа – упражнение № 7;
- чтение и анализ терапевтической сказки – упражнение № 8
- работа с мандалой – упражнение № 9;
- работа с семейным гербом – упражнение № 6;
2. Выполнение педагогами арт-терапевтических упражнений из Рабочей тетради «Возможности арт-терапии в формировании профессиональной компетентности педагога».
- занятие №1. «Глиняные каракули»;
- занятие №2. «Река профессиональной жизни»;
- занятие №3. «Я все могу!»
- занятие №4. «Что я чувствую?»
III блок
Ведущий:
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
1. Имеют ли люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
2. Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
3. Какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования:
- совершенствование материально технической базы?
- создание программ и внедрение инновационных методов для работы с детьми с ОВЗ?
- повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ?
- повышение родительской компетентности в воспитании «особого» ребенка?
4. Готовы ли вы в своей профессиональной деятельности к работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ применять специальные коррекционные и методические приемы с использованием арт-терапии?
5. Формирует ли творческое сотрудничество между родителями и «особым» ребенком модель взаимоотношений на основе использования принципов коррекционного воздействия арт-терапии?
Итог проведения мастер-класса:
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должно быть направлено, прежде всего, на поиск и раскрытие скрытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для активизации социальной позиции родителей, восстановления социальных связей. Знакомство и освоение принципов коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ позволяют согласовывать и удовлетворять потребности родителей, связанные с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка, поднять их самооценку и повысить способность семьи в целом к решению возникающих проблем. Именно поэтому от того, насколько качественно система социальной реабилитации и сопровождения будет решать возникающие в таких семьях проблемы, зависит социализация и дальнейшая адаптация детей-инвалидов к полноценной жизнедеятельности в обществе.
В итоге, следует отметить, что использование методов арт-терапии в работе специалистов по оказанию психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать более успешным процесс социальной реабилитации и интеграции «особых» детей в общество, а также оптимизировать данный процесс.
Ссылки:
Тезисы доклада конференции, Москва, 15-17 ноября 2018