Тезисы Доклада: "Экспрессивные искусства: новые возможности образования".
Ведущая: Сидорова Варвара Владимировна, кандидат психол. наук, доцент кафедры индив. и групповой психотерапии факультета Клинической и консультативной психологии МППГУ, Президент Ассоциации Интермодальной Терапии Искусствами. (2016-2018)
1. Современные новейшие подходы в области образования и исследования в области образования описывают простые условия, при которых образовательный процесс проходит эффективнее, вне зависимости от возраста обучающихся:
- игра, игровой опыт и подача материла в игровой форме улучшает освоение материала;
- подключение эмоциональной составляющей позволяет глубже и быстрее запоминать материал, так как образуются новые более сильные связи в коре головного мозга;
-обучение на собственном опыте, является более эффективным, опыт целостного проживания позволяет, не умозрительно узнать, а понять и почувстовать изучаемый материал;
-задейстование тела, эмоций, игры, гармоничное соединение левого и правого полушарий в процессе обучения делает обучающий процесс более эффективным, легким, интересным.
2. Все перечисленные выше составляющие есть в прикладных экспрессивных искусствах. Экспрессивные искусства (Expressive arts) это новое молодое, междисциплинарное развивающееся направление как социальной практики, так и психотерапии, основателями которого являются Паоло Книлл, Натали Роджерс. Оно опирается на эстетику, философию феноменологии, объединяя искусство и обучение, искусство и психотерапию, и используя в одной терапевтической сессии различные виды искусств и интермодальные переходы между ними. Экспрессивные искусства могут быть с успехом использованы в образовании. Экспрессивные искусства позволяют любые знания представить или выразить через искусства идет ли речь о математических терминах или астрономических понятиях, не говоря уже об истории, географии и литературе. Параллельно развиваются навыки общения, коммуникации, умения себя выражать через различные модальности, что влияет на самооценку, самоприятие, «расширяет репертуар игры».
3. Структура любого урока с использованием экспрессивных искусств может включать: ритуал сонастройки, вхождение в тему, тематический блок, мост на территорию искусства, интермодальные маршруты, групповое взаимодействие, представление финальных работ, «сбор урожая», ритуал завершения.
Ссылки: