Мастер-класс: «Развитие навыков эффективного общения родителей с детьми 4-5 лет средствами арт-терапии» и компьютерная презентация.
Ведущие:
Кузьмина Татьяна Алексеевна – педагог-психолог высшей кв.категории, 20 лет работаю в Центре развития ребёнка – детский сад «Палех» г.Обнинска, занимаюсь оказанием помощи родителям в разрешении проблем с детьми дошкольного возраста. |
|
Субханкулова Евгения Марсовна – воспитатель 1 кв.категории, современный художник, член Творческого Профессионального Союза Художников, член Всероссийской арт-терапевтической ассоциации, арт-коуч, инструктор нейрографики. Провожу занятия для родителей с детьми раннего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт-терапии. |
Необходимые материалы: бумага формата А4, кисти №2, 3, 4, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки.
Получат участники: познакомятся с эффективными арт-терапевтическими приёмам регулирования эмоционального состояния ребёнка, а также со способами снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Краткое содержание мастер-класса:
Многих родителей волнует, как общаться с ребёнком и вести себя в различных жизненных ситуациях, особенно когда ребенок демонстрирует негативное поведение: капризничает, упрямится, не слушается, закатывает истерики. Нашим ответом является, организованный для родителей тренинг по развитию навыков эффективного общения с детьми. Будет представлено одно из тренинговых занятий для родителей с детьми «Страна настроения».
В начале занятия проводится упражнение «Здравствуй, друг!», направленное на создание положительного эмоционального настроя в группе и «Калейдоскоп», которое способствует развитию зрительного восприятия и концентрации внимания у детей, а также являлось сюрпризным моментом.
Далее актуализируется тема занятия с помощью игровых приёмов «Музыкальная картина» и «Изображаем эмоции». Приёмы направлены на развитие эмоциональной сферы ребёнка, обогащение его эмоционального словаря, принятие ребёнка на языке чувств. Для развития познавательной сферы и слухового внимания были используются репродукции художников и элементы музыкотерапии. Когда ребёнок начинает осознавать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, пугаются, грустят, или радуются, (указываю на выставку картин), ему легче понимать эмоциональные реакции других людей и выстраивать своё поведение.
Основная часть занятия предполагает использование элементов изотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Здесь и отрабатываются приёмы эффективного общения. Продемонстрируются техники – работа с кинетическим песком, совместное рисование на листе бумаги и тактильная игра. Они помогают ребёнку справиться с негативной эмоцией, затем преобразовать её в положительную, таким образом, гармонизировать эмоциональное состояние, уменьшить тревожность ребёнка, его страхи, развить саморегуляцию и творческое воображение. Ведь ребёнок 4 – 5 лет ещё не способен сдерживать себя, требуется помощь взрослого.
На примере этой техники родитель, с одной стороны, учится подстраиваться под эмоциональное состояние малыша, отображать и преобразовать его, и не дать закрепиться в устойчивое негативное чувство, а также развивается умение внимательно следить за действиями ребёнка, родитель обучается эмпатии к ребёнку, сочувствию его эмоциональному переживанию. С другой стороны, это самодиагностика этого умения – получается у меня или нет.
Иногда переключить внимание ребёнка и организовать его помогают разные тактильные игры, мышечная релаксация. И будет проведена тактильная игра «Погодный массаж».
Рефлексия занятия. В итоге, подводим участников к осознанию того, что мы разрешаем ребёнку выражать эмоции в социально приемлемой форме. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, а не его чувствами, какими бы «нежелательными» они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.