Мастер-класс X Московской международной арт-терапевтической конференции: «Арт-терапия в современном мире: в образовании, медицине, бизнесе и социальной сфере»
Мастер-класс: Арт-терапевтическая техника « Музыка моей жизни».
Ведущая: Балаян Наталья Юрьевна, практикующий психолог. Опыт работы 20 лет. Искусствовед, арт-терапевт. Автор арт-терапевтических методик « Музыка моей души», « Цветок гармонии», «Преображение». Автор трансформационной психологической игры для женщин «Путь Царицы». Более 50 публикаций. Официальный действующий эксперт по психологии в журналах « Лиза», «Psychologies», «Wedding-magazine», «White Sposa», Zankyou.ru и серии телепередач «Счастье это...».
Цель развитие самопознания и самовыражение клиента в процессе арт-терапевтической работы.
Особенности данной авторской арт-терапевтической техники:
- Соединение в данном мастер-классе 3 видов искусства: изобразительное искусство, искусство звука музыку и искусство слова сочинение.
- В таком сочетании ещё больше активизируется эмоциональная заинтересованность клиента, что открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.
- Расширение умений связанных с применением музыкальных знаний, включающие в себя знания об музыкальных инструментах, представления о тех или иных элементов музыкальной речи в форме соответствующих музыкальных терминов.
В первой части мастер-класса для полноценного погружения в глубинный смысл предстоящей арт-практики участникам показывается видео-ролик о различных музыкальных инструментах: популярных и редких. Рассказывается об оркестре как о соединении различных между собой инструментов, способных воспроизводить совершенно уникальные звуки, которые у каждого музыкального инструмента складываются в индивидуальные мелодии.
(Второй вариант введения для двухдневного мастер-класса это в первый день посещение Российского национального музея музыки. Адрес: Москва ул. Фадеева дом 4. )
Во второй части мастер-класса
Участникам предлагается выбрать любой музыкальный инструмент.
1) Сочинение-повествование.
От первого лица этого инструмента ( представив его живым предметом со своей душой, судьбой, чувствами, переживаниями) написать историю его жизни. Которая включает себя описание его характера, чувств, переживаний, привязанностей и предпочтений, с возможными историями из жизни музыкального инструмента как одушевленного предмета. Участник рассказывает о звучании инструмента, о его любимой музыке, которую он играет. Используется техника активного воображения. На задание «сочинение повествование» дается около 40 минут.
2) Рисование.
Изобразить в технике акварели выбранный музыкальный инструмент с возможными фантазийными элементами. Имеется ввиду, что арт-терапевт не даёт четкого задания реалистичного изображения описанного в авторском сочинении музыкального инструмента, а, наоборот, говорит о том, что возможно любое изображение данного предмета в соответствии с фантазией и желанием участника.
3) Обсуждение.
Каждый участник по очереди показывает свой рисунок и зачитывает повествование от первого лица изображенного музыкального инструмента. После чего в процессе групповой дискуссии происходит анализ изложенного и представленного материала.
4) Далее предлагается каждому участнику создать свой «квартет». Дополнить другими музыкальными инструментами его лично выбранный в соответствии с необходимыми характеристиками, которых не достаёт именно его музыкальному инструменту. Например: при выборе 2-й скрипки, как основного музыкального инструмента, участник выбирает в «свой квартет» барабан, так как осознаёт , что ему не достаёт уверенности, смелости в заявлении о себе и решительности в реальной жизни. На данном этапе обсуждаются и прорабатываются мысли и чувства, которые испытывали участники при создании воображаемых и изобразительных образов своих предметов. А так же концентрируется внимание на дополнительной информации, полученной в ответ на вопрос о недостающих качествах и характеристиках их продукту творчества, которые хотелось бы восполнить наличием трех других инструментов в квартете.